Советы психолога

Почему важна игра?

🎈Ребенку полезно играть по-разному и с разными людьми.

Человек — существо глубоко социальное: без коммуникации ему никак не развиться. Родственники, воспитатели, браться и сестры, случайные знакомые в песочнице, дальние знакомые и их дети — чем больше контактов, тем лучше развивается интеллект ребенка. Доказано: количество социальных связей и разных типов коммуникации напрямую связано с уровнем эмоционального и интеллектуального развития ребенка. У взрослых это называется нетворкинг, а у детей — «Познакомься с девочкой, смотри какая игрушка» и т.д.

🎈 ...И вообще, развивающая игра — это игра разнообразная.

Дошкольнику полезно играть в разные сюжеты: в огород, в магазин, в железную дорогу, в семью, в зверей, в вампиров, в гости… Полезно играть с разных позиций: вот ты кукла, которая угощает мишку, а вот мишка, который не хочет есть варенье из одуванчиков. А вот ты вообще грузовик, который готов привезти варенье повкуснее. Строить и разыгрывать всегда одно и то же по проверенному сценарию — возможно, только если того требует сам ребенок (иногда у детей возникают «любимые» сценарии, в этом нет ничего плохого).

🎈 Игра полезна, если в ней вы идете за ребенком.

Именно ребенок — автор, сценарист и главный проводник в игре. Если прямо сейчас он чем-то занят, совершает какое-то действие — не вмешивайтесь, не спешите помогать советом или показывать, как на самом деле надо клеить домик или лепить куличики. Не слишком удачная практика — развлекать ребенка по заученной схеме: сначала на качели, потом в песочницу, потом — «Ты уже замерз, пойди побегай», потом — «Ты уже совсем потный, посиди, поиграй в кубики». Не меняйте ребенку тип деятельности насильно: дождитесь, пока он потеряет интерес к тому, чем занят.

🎈 Если ребенок отказывается от «полезной» игры, на это всегда есть объяснение.

Чаще всего, если ребенок бунтует против задачи собирать свои игрушки или чистить зубы, есть три вероятных причины:

А) Вы сами не вполне твердо уверены, что так надо делать. Правила, в которых вы уверены, усваиваются ребенком в течение недели, максимум двух: нужно пристегиваться в машине, нужно мыть руки и т.д.

Б) Вы сами так не делаете. Мне можно колбасу, а ребенку — нельзя. Я сам не ложусь спать в одно и то же время, а ребенка буду укладывать по часам.

В) Вы даете ребенку негативную обратную связь. Недостаточно быстро убрал игрушки, не очень хорошо заправил постель — ну и чего тогда стараться? Все равно мама недовольна.

В целом, нет ничего плохого в том, что ребенок отказывается от той или иной обучающей игры. Взрослые не обязаны спать по часам и всегда хвалить напропалую: просто если есть необходимость построить игру, создать привычку, причина неудач может крыться где-то здесь.

 

 

💚5 укрепляющих здоровье игр для всей семьи

Если вы улыбнетесь, в вашем организме начнет вырабатываться эндорфин. А если поднимете руки и попрыгаете, активизируется серотонин. Получается, через тело мы можем менять не только свое настроение, но и химические процессы внутри организма, и даже косвенно влиять на свое здоровье.

 

💚1. «Зеркало». Классическая игра, где один показывает движение, другой за ним повторяет. Такое взаимодействие помогает развить эмпатию у ребенка. В игровой форме он учится внимательно наблюдать за собеседником и понимать, что с ним происходит.

 

💚2. «Гнездышко». Мама садится на пол и изображает из себя гнездо. Ребенок садится спиной к ней. Мама его обхватывает руками и ногами и говорит, что он может выбраться, когда ему захочется. Но, когда ребенок пытается вылезти из гнезда, ему приходится для этого потрудиться. Мама мягко сопротивляется его попыткам, но потом отпускает.

 

💚3. «Строптивая лошадка». Папа сажает ребенка к себе за спину и изображает из себя «строптивую лошадку». С одной стороны, он играет в то, что хочет сбросить ребенка. С другой, крепко его держит, чтобы тот не упал. Важно, чтобы всадник победил и удержался «в седле». Эта игра помогает ребенку почувствовать уверенность в себе.

 

💚4. «Тарзан» («Индейцы»). Все члены семьи бегают, бьют себя кулаками в грудь, подражая гориллам, и кричат на все лады. Игра помогает расслабиться и сбросить эмоциональное напряжение.

 

💚5. «Зоопарк». Для этой игры вам понадобятся карточки с названиями или с картинками животных. Каждый член семьи вытягивает своего зверя и старается его изобразить так, чтобы другие догадались. Если животное, которое имитирует ребенок, вы «узнали» буквально за пару секунд, притворитесь, что это не так. Пусть у юного игрока будет возможность в полной мере проявить себя.

 

 

Развивающие игры

  1. Развиваем мелкую моторику

Игра, направленная на развитие мелкой моторики, положительно влияет на речь и умственные способности.

Что понадобится:

  • разные виды крупы: гречка, горох, рис, фасоль и т.д.

Как играть:

  1. Положите в разные тарелочки крупы, и дайте малышу пощупать каждую. Потом завяжите глаза повязкой. Дайте ребенку потрогать содержимое каждой тарелки по очереди, и пусть он попробует определить, где какая крупа.
  2. Смешайте несколько видов крупы и попросите разделить их.
  3. В большую чашку с крупой положите мелкие игрушки. И пусть ребенок попробует их найти и достать.

2. Развиваем межполушарные связи

От того, насколько развиты связи левого и правого полушария мозга напрямую зависит успеваемость в школе. В развитии этих связей малышу поможет кинезиологическая игра.

Что понадобится:

  • листы с нарисованными линиями, как в видео ниже;
  • 2 круглых плоских предмета, например, крышки от банок.

Как играть: посмотрите видео и приготовьте листы с нарисованными линиями. Дайте ребенку в каждую руку по одной окружности. Исходное положение – руки находятся на двух нарисованных окружностях. Пусть он попробует двумя руками одновременно вести предметы по этим линиям, пока не дойдет до кругов на конце линий. А затем обратно.

Игра кажется простой, но с первого раза одновременно вести руками получается не у всех детей.

В шаблоне ниже вы найдете 3 готовых варианта линий.

 

 

 

  1. 🐛 Сафари

Упражнение «Сафари» способно превратить обычную повседневную прогулку в увлекательное приключение.

 

Расскажите детям, что вы собираетесь вместе отправиться на прогулку-сафари. Объясните им, что это такое, и дайте задачу заметить во время этой прогулки как можно больше птиц, жуков, гусениц и любых других животных, которых можно застать в вашей местности. Это могут любые живые существа: ползающие, летающие, плавающие. Чтобы отыскать всех этих обитателей дикой природы (пускай и относительно дикой), ребенку придется включить свои органы чувств на полную мощность, особенно если они хотят найти самых маленьких жучков, какие только живут на свете.

свернуть

Как помочь себе и своему ребёнку в процессе адаптации к детскому саду

В норме, адаптация длится 3-6 месяцев.

Слёзы, плохой аппетит, нежелание контактировать с детьми и взрослыми – это нормальная форма реагирования на новые, совершенно незнакомые условия в жизни ребёнка.

  1. Откаты в адаптации (чаще всего проходят на 3-4 неделе похода в сад. Ребёнок может начать протестовать, плакать и тд., хотя до этого мог ходить спокойно. Это нормально).
  2. Чем ребёнок старше, тем легче ему адаптироваться (так как дозревают определённые зоны головного мозга. Например, ребёнок научается устанавливать причинно-следственные связи, с ним можно договариваться.

Но это не значит, что маленькие дети не адаптируются. Просто в более младшем возрасте ребёнку нужно будет больше времени)

Дети очень резонируют с состоянием мамы. Это значит, что эмоции родителя легко передаются и самому ребёнку. Если Вы будете испытывать страх и демонстрировать его, то малыш также перенесёт эти эмоции внутрь себя.

Поэтому, стоит в первую очередь честно взглянуть внутрь себя и понять:

1 блок анализа

  • Зачем ВАМ детский сад? (не Вашему ребёнку, а ВАМ)
  • Чем Вы будете заниматься пока ребёнок в саду?

Чем чётче Вы будете понимать, зачем Вам детский сад и чем более непоколебимая будет причина, тем продуктивнее будет проходить адаптация для Вас и для Вашего ребёнка. Ваш ребёнок будет видеть вашу уверенность и тем самым станет заряжаться ею от Вас.

Непонимание причины будут вызывать как у Вас, так и у Вашего ребёнка эмоциональные качели.

2 блок анализа

  • Какое Ваше отношение к детскому саду?
  • Какие у Вас детские воспоминания?

Важно понимать, что Ваши воспоминания, это только Ваш опыт. Порой взрослый может негативно относиться к саду из-за своего прошлого. Лучше всего такое отношение к саду оставлять при себе. Делитесь позитивными воспоминаниями, если они есть. Рассказывайте про то, что в саду будет много детей, много игрушек, там будет воспитатель и т.д. Таким образом ребёнку будет знакома обстановка, он будет понимать, что есть в саду и что там делают.

Также отслеживайте, что говорят ребёнку про сад Ваши близкие.

3 блок анализа (готовность мамы)

  • Чего я боюсь?

На протяжении долгого периода мама постоянно неразлучна с ребёнком. Разрыв такого симбиоза может быть болезненным для самого взрослого. Такая разлука может вызывать страхи. Они могут подрывать нашу готовность вести ребёнка в сад.

Любое изменение жизненной ситуации сопровождается тревогой. Если Вы её чувствуете, то это совершенно нормально.

Упражнение:

Оцените свою готовность от 0 до 10

( 0- вообще не готова, 10 – полностью готова).

 

Если оценка ниже 7, то стоит поработать с собой.

Как проработать готовность

Спросите себя честно: а чего я боюсь? Какие мои страхи? (лучше всего это даже написать на листике).

Далее ответьте себе: что я могу с этим сделать? Как я могу это решить?

Например, я боюсь, что мой ребёнок будет ходить голодным. Что я могу с этим сделать? Я могу оставлять в саду его любимую еду на всякий случай. Я могу отвести его в сад и могу узнавать у воспитателя, как питается мой ребёнок.

Таким образом стоит поработать с каждым страхом.

Самый частый страх, который возникает у родителей – это то, что ребёнка в саду будут обижать.

Важно понимать, что и мы сами порой обижает своего ребёнка. А держать ребёнка при себе – это не вариант. Да, ребёнок может столкнуться с разной ситуацией, но Вы рядом с ним, Вы ему поможете.

Если Вы даже после этой проработки будете понимать, что не готовы, то отложите поход в сад на неопределённое время.

Легче воспринимать детский сад – если воспринимать его как тренировки. Ребёнок тренируется взаимодействовать с детьми, испытывать какие-то негативные переживания (что с ним кто-то не делится игрушками, кто-то не хочет играть). А вы, как тренер, учите выносить из этого максимум пользы.

Как помочь ребёнку чувствовать себя лучше?

  1. Стресс должен быть посильным (если ребёнок очень привязан к вам и находится постоянно только с вами, то до похода в сад стоит начинать подготавливать ребёнка. Начинать оставлять ребёнка с бабушкой/дедушкой или другими)
  2. По возможности обеспечить стабильность в период адаптации (так как сад – это что-то новое и неизвестное для ребёнка, что в любом случае принесёт ему стресс, важно чтобы остальные сферы его жизни были стабильны. Например, не перекладывать ребёнка спать на другую, незнакомую ему кровать. Если в период адаптации в саду поменять что-то в его жизни дома, то произойдёт суммирование стресса)
  3. Создаём максимум физиологического комфорта (вкусная еда, комфортный сон, тепло, объятия, поцелуи). Это необходимо не только для ребёнка делать, но и для себя!
  4. Добавляем ресурсы (приятное проведённое время вместе, сюрпризы)
  5. Становимся источником покоя и уверенности (не вовлекайте детей в свои взрослые проблемы, так как дети всё воспринимают на свой счёт)
свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть